Терапевтический мультфильм Pixar о противлении американской мечте и простых радостях жизни.

Фото: bloomberg.com

Весь этот джаз: рецензия на мультфильм «Душа»

Фото: ft.com

Весь этот джаз: рецензия на мультфильм «Душа»

Фото: classicfm.com

Весь этот джаз: рецензия на мультфильм «Душа»

Фото: afisha.ru

Весь этот джаз: рецензия на мультфильм «Душа»

На первый взгляд, у джазового пианиста Джо Гарднера всё ладится: он давно служит учителем музыки в школе, а недавно администрация сделала ему заманчивое предложение, обеспечивающее спокойное старение с хорошей пенсией и страховкой. Но за привлекательным фасадом — паника, морок и ужас: ученики Джо никогда его не слушают и равнодушны к возвышенному, гиперзаботливая мать вечно навязывает своё мнение, а сам он всю жизнь мечтает о карьере джазового музыканта. Единственный день, когда у Джо наконец получается сделать маленький шаг на пути к заветному, продолжается случайным падением в люк и зависанием в пространстве между жизнью и смертью, некоем Великом До. Впрочем, здесь его путешествие как раз и начинается — вместе с душой № 22, которая, несмотря на увещевания матери Терезы, Коперника и Линкольна, категорически не желает воплощаться в человеческом мире.

Маленький человек Джо Гарднер — воплощение всего, чего принято страшиться сегодня: одно место работы всю жизнь, отсутствие уникальности в чём-либо и так и не сделанный шаг к заветной мечте. Тусклая жизнь без искры — ходячий кошмар наяву, признак скорого и незаметного исчезновения, а за ним — сплошная темнота с ведущей неизвестно куда лестницей (сцена появления Гарднера у ступеней Великого До — самая пугающая в мультфильме) и всё той же скучной (сюрприз!) бюрократией, где ведут строгий учёт кадров бесконечные Джерри. Но так ли уж обязательно быть уникальным и иметь мечту?

Новые времена неумолимо надвигаются на индустрию, и если, к примеру, «Холодное сердце» рушит гендерные стереотипы, то «Душа» оспаривает коллективные чаяния последних десятилетий о герое с уникальными способностями. Согласно авторам мультфильма, быть обычным — не только не стыдный, но и единственно верный путь для каждого, кто хочет не пропустить собственную жизнь за бесконечным потоком самобичевания и «достигательства».

Ни к чему не обязанным и свободным выглядит здесь даже сам нарратив, подобно джазовой композиции перетекающий то в одно, то в другое пространство и настроение.

Начинаясь с клаустрофобичного движения Джо по «чеклисту» жизненного пути с материнскими назиданиями, ведущей прямиком в гроб страховкой и потерпевшей крах мечтой, нырнув в чёрное ничто, «Душа» постепенно раскрывается всем калейдоскопом живого мира, в котором можно отправиться в любую сторону, съесть пиццу, послушать джазовый концерт и полюбоваться закатом под аккомпанемент Джона Батиста.

В разговоре о вечном и настоящем несложно скатиться в банальность, и Pixar, несмотря на свой впечатляющий опыт, едва балансирует на этой периферии, то и дело кренясь в сторону старых-добрых алгоритмов вроде «их поменяли телами» и шуток про котов. Большая жизненная философия оставляет не у дел точечные оригинальные изобретения и нестандартные ходы, когда-то сделавшие студии мировое имя. Pixar — безусловные рекордсмены по количеству успешных мультфильмов современности, не ограниченных детской аудиторией и смело препарирующих неоднозначные темы вроде старости («Вверх!»), фобий («Корпорация монстров»), одиночества («ВАЛЛ-И») и смерти («Тайна Коко»). Выходящая в прокат «Душа» в некоторой степени резюмирует предыдущие высказывания студии, но вряд ли станет её главным хитом. Что не отменяет терапевтического эффекта мультфильма: ведь лечить души тоже нужно уметь.

Текст: Елизавета Разинкина

Источник: kudago.com

Добавить комментарий